Глядя на современные автомобили, трудно представить несовершенство первых автодисков и покрышек. Сегодня ведущие конструкторы и дизайнеры работают над созданием колес будущего — новых моделей с необычными свойствами и уникальными характеристиками. Какие идеи предлагают лидеры авторынка, и какие концепции кажутся самыми перспективными?
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются производители дисков и шин, является невозможность создать универсальную модель, одинаково эффективную при различной дорожной обстановке. Попытки создания всесезонных шин показывают, что современные технологии не позволяют разработать единое решение для различных погодных условий. Тем не менее именно в этом направлении ведутся самые активные поиски.
Французская компания Michelin предложила уникальный концепт колес, которые будут иметь биопокрышки с изменяемым рисунком протектора. Для этого предполагается использовать технологию трехмерной печати, которая уже применяется во многих сферах производства. Для дождливой погоды колеса «вырастят» протектор со множеством канавок, в сухую погоду станут более гладкими.
Финским конструкторам пришлась по душе другая идея. Специалисты бренда Nokian задумались о разработке модели с выдвигающимися шипами. Шипованная резина позволяет уверенно преодолевать участки льда и плотного снега, но увеличивает тормозной путь на чистом и сухом асфальте. Если идея станет реальностью, водителю будет достаточно нажать кнопку, чтобы покрышка выпустила шипы, а после преодоления препятствия они так же быстро исчезнут внутри покрышки.
Компания Hankook предложила свою модель трансформера. Ее колеса будут иметь складывающуюся мини-турбину, которую можно будет задействовать во время сильных ливней или наводнений. Автомобиль сможет переплывать затопленные участки, а затем снова превращаться в сухопутный транспорт.
После создания машин с бортовым компьютером, который способен самостоятельно управлять движением и парковкой до создания «умных» покрышек остался один шаг. Его предлагает сделать компания Goodyear. Сенсоры, расположенные на колесах, смогут «читать» дорогу и передавать данные тем, кто отвечает за ее состояние, через бортовой компьютер. А искусственный интеллект сможет самостоятельно менять поверхность покрышки, если автомобиль выезжает на плохую дорогу. Кстати, первый образец с сенсорами уже создан: колеса Intelli Grip способны собирать данные о погоде, состоянии дороги, а также проводить самодиагностику уровня давления и износа.
Наряду с идеями, которым только предстоит стать реальностью, на выставках можно увидеть необычные прототипы колес будущего. Многие из них уже проходят серию тестов. Примером может служить безвоздушное колесо, изобретенное конструкторами компании Hankook. Модель, которую назвали Iflex, состоит из прочного материала с множеством полостей. Порам отведена роль амортизатора. Конструкция не нуждается в диске и будет устанавливаться прямо на ось с помощью специальных креплений.
Колеса могут быть активными участниками движения. Эта идея стала отправной точкой для инженеров компании Michelin. Они задумались: почему бы не освободить автомобиль от двигателя, ведь на его размещение требуется много места? Французы предложили снабдить собственными электродвигателями колеса. Продукт получил название Active Wheel.
Оригинальные движущиеся колеса состоят из покрышек, электромотора, тормозной системы и активной подвески. Выходная мощность одной пары колес составляет около 40 лошадиных сил. Питание производится от специально разработанной батареи, рассчитанной на 200 километров. Транспорт с четырьмя электродвигателями кажется довольно перспективным, поскольку позволит снизить вред, который машины наносят окружающей среде. Однако довольно трудно предположить, что случится при выходе из строя двух правых или левых моторов.
Некоторые инженеры считают, что в будущем автомобили будут перемещаться на воздушной подушке. Преимущества очевидны: такой транспорт сможет двигаться на небольшой высоте над любой относительно ровной поверхностью, а о расходах на строительство и ремонт дорог можно будет забыть навсегда. Какие идеи будут признаны самыми эффективными, можно будет узнать уже через несколько лет. А пока можно просто порадоваться разнообразию проектов по улучшению автомобилей.